Пояснительная записка Календарный учебный график в ДОУ – это план занятий, который составляется на каждый учебный год и определяет распределение учебных занятий, тематику их проведения, а также даты и продолжительность. Целостность педагогического процесса в учреждении обеспечивается реализацией образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка», разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) Календарно-учебный график МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка» на 2023-2024 учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Закон РФ «Об образовании» (от29.12.2012№273-ФЗ); - Приказ Минобр науки России от 17.10.2013 N1155 (ред.от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); - ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25ноября 2022 г. N 1028); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений: СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом ДОУ; Лицензией на осуществление образовательной деятельности. Основные цели учебного плана: Регламентировать организацию образовательного процесса; Установить формы и виды организации образовательного процесса; Определить количество недельной образовательной нагрузки по каждой возрастной группе. Распределение количества образовательной деятельности основано на принципах: Соблюдения права воспитанников на дошкольное образование; Дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход; Соотношения между обязательной части (не менее 60% от ее общего объема обязательной части Программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%.) частями учебного плана; Сохранения преемственности между обязательной и вариативной (модульной) частями; Отражения специфики МБДОУ детского сада «Росинка»: Учёт видовой принадлежности–общеобразовательное учреждение детский сад; Учёт особенностей возрастной структуры– в учреждении функционируют 8 групп: 1 –первая младшая (2-3года); 2 группы-вторые младшие (3-4 года); 1 группа - средняя (4-5 года); 1 группа-старшая (5-6 лет); 3 группы - подготовительные (6-7 лет) Образовательная деятельность строится с учетом основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Учебный план рассчитан на учебный год с 1сентября по31 мая. Реализация минимума содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяется Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка». Основной целью образовательной деятельности детского сада является: —разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Основные задачи деятельности детского сада направлены на: 1. обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы; 2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 3. построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; 4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; 7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; 8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Учебный план обеспечивает реализацию содержания образовательной деятельности, исходя из Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Курумканского детского сада «Росинка» в различных видах деятельности по образовательным областям: 1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.). 5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Структура учебного плана В учебном плане определены направления развития детей дошкольного возраста по возрастным группам, с расчетом количества основных видов непрерывной непосредственной образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников с указанием времени, отведенного для организационной деятельности в течение недели; Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно- эпидемиологическим требованиям и к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений; Объем недельной образовательной нагрузки для каждой возрастной группы, представлена пятью направлениям развития и образования (образовательными областями), обеспечивающими социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и предполагает комплексность подхода с учетом принципа интеграции различных видов деятельности; В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственную образовательную деятельность статического характера, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности составляют не менее 10 минут. Один раз в неделю для детей всех групп занятие по физическому развитию проводится на открытом воздухе. На протяжении учебного года для воспитанников детского сада организуются недельные каникулы: Каникулярный период Период Длительность Название 16 дней Новогодние каникулы Мероприятия Мероприятия по правильной организации культурно 11.03.2024-15.03.2024 5 дней Творческие каникулы досуговой деятельности, 01июня – 31 августа 3 месяца Летние каникулы творческого и оздоровительного 2024 (летний цикла: музыкально оздоровительный литературные, театрализованные, период) физкультурные развлечения, концерты, викторины, забавы, спортивные, подвижные игры, увеличение продолжительности прогулки. Создание условий для наблюдений, экспериментирования, собирания коллекций и т. п. МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка» функционирует 5 дней в неделю с 9,5-часовым пребыванием детей. Пятилетний срок освоения программы Максимально допустимый объем образовательной нагрузки по возрастным группам согласно СанПиН 1.2.3685-21 01.01.2024-14.01.2024 Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 30 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 3 часа 20 мин., в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 7 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-го года жизни – не более 10 мин., для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в ранней, младшей и средней группах не превышает 20, 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 50 минут и 60 мин. соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между организованной образовательной деятельностью длительностью не менее 10 минут. Проведение физкультминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально. Для проведения занятий в детском саду имеется: Календарно-тематическое планирование по ФОП ДО воспитателей для каждой возрастной группы; Рабочие программы специалистов План непосредственно-образовательной деятельности Образовательные области НОД Подготовительная группа Старшая группа Средняя группа «Речевое развитие» Развитие речи 1 1 Чтение художественной литературы 1 Формирование целостной картины мира «Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Художественноэстетическое развитие» Итого: 1 младшая группа 0,5 2 младшая группа 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 Познавательная исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 1 1 1 0,5 0,5 Формирование элементарных математических представлений 2 1 1 1 - Физическая культура Рисование 3 3 3 3 3 2 2 1 1 1 Лепка Аппликация Музыка 0,5 0,5 2 0,5 0,5 2 0,5 0,5 2 0,5 0,5 2 1 2 14 13 11 10 10 1 График отслеживание степени сохранения здоровья и физического развития Срок проведения и вид диагностики Название диагностики Цель диагностики 2 раза в год (осень, весна) Проф.осмотр, антропометрия Распределить детей по группам здоровья; Выявить детей, имеющих хронические заболевания. 2 раз в год (декабрь, май) 1раз в год (декабрь) Анализ заболеваемости Оценка адаптации детей 3 раза в год: вводная– сентябрь; итоговая – май; промежуточная в Форме итоговых занятий по каждой теме Физическое развитие по критериям Выявить характер заболеваемости детей Выявить характер процесса адаптации детей Выявить уровень развития двигательных качеств детей по возрастно-половым показателям Ответственный Медсестра Врач-педиатр, медсестра Медсестра Медсестра Воспитатель График отслеживания уровня готовности к школьному обучению Ответственный Срок проведения и вид диагностики Название диагностики Цель диагностики сентябрь-вводная январь – промежуточная май итоговая Нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым Выявить уровень проявления Старший инициативы в общении, игровой, воспитатель, познавательно- исследовательской, воспитатель продуктивной практик, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста сентябрь- вводная май - итоговая Психологическая готовность к школе Выявить уровень готовности к школьному обучению Старший воспитатель, воспитатель Таким образом, учебный план МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка» соответствует требованиям действующих на текущий момент нормативно-правовых документов, утвержденных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Структура образовательного процесса День делится на три блока: Утренний образовательный блок (8.00//8.30–9часов утра) включает в себя совместную деятельность педагога и ребенка, свободную самостоятельную деятельность детей. Развивающий блок (9–11часов утра) представляет собой организованное обучение в форме занимательных дел. Вечерний образовательный блок(15.20-17.00) включает в себя совместную деятельность педагога и ребенка, свободную самостоятельную деятельность детей, кружки, индивидуальные занятия. С целью реализации Рабочей программы воспитания МБДОУ и создания единого воспитательного пространства в детском саду разработан календарный план воспитательной работы в МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка». При формировании календарного плана воспитательной работы в него были включены мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания и дополнительного образования детей. Все тематические мероприятия в детском саду отражены в ежедневных планах воспитательно- образовательной работы педагогов и специалистов ДОУ и проводятся с учетом особенностей образовательной программы МБДОУ, а также возрастных, физиологических и психо -эмоциональных особенностей воспитанников. группы/ период Сентябрь2023 Календарный план воспитательной работы на 2023–2024уч.год Первая и вторая младшие Средняягруппа 4Старшая и подготовигруппы 2-4 года 5лет тельная группы 5-7лет 1 сентября-«День знаний»развлечения на улице 5 сентября-день рождения писателя Алексея КонстантиновичаТолстого 27сентября - «День дошкольного работника» Октябрь2023 Ноябрь2023 Декабрь2023 Январь2024 Февраль 2024 Март 2024 1октября-День пожи- лого человека 14октября- «Покров день» Осенние праздники– развлечения 3ноября-день рождения поэта, драматурга, переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) 27 ноября- День матери в России (Развлечения с участием мам) 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. 3декабря День неизвестного солдата Новогодние утренники С 09 по 12 января - Рождественские святки - колядки (игровые забавы с использованием фольклора, театрализованные представления, спортивные развлечения в группах и на улице) 27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Празднование Белого месяца С 1 по 9 февраля «Сагаалган – народный праздник» (игровые забавы с использованием фольклора, театрализованные представления, спортивные развлечения в группах и на улице) 23февраля- «День защитника Отечества» (спортивные праздники и развлечения) 3 марта - день рождения Константина Дмитриевича Ушинского 8марта-Международный женский день (Праздник мам) С 11по 17 марта - Масленичные гулянья (игровые забавы с использованием фольклора, театрализованные представления, спортивные развлечения в группах и на улице) 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией; 22 марта–Сороки или жаворонки (встреча перелетных птиц), «День воды» Апрель 2024 27марта: Всемирный день театра. 7апреля-Всемирный День здоровья 1апреля «День смеха», «День рождения детского сада» 23 апреля «Всемирный день книги» 12 апреля- «День космонавтики» 22 апреля- «День Земли» Май 2024 Июнь2024 Июль 2024 Август 2024 9 мая - «День Победы» «Весенние забавы» Выпускной бал досуговые развлечения 1июня - «День защиты детей» (музыкально–спортивный праздник) 5июня-День эколога и всемирный день защиты окружающей среды. 6 июня - День русского языка (день рождения А.С. Пушкина) 12 июня -День России 20 июня - Троица (летние гуляния, уличные хороводы) 7 июля – День семьи, любви и верности 30июля - Всемирный день дружбы 30июля-День Военно-морского флота 12 августа - День физкультурника 22 августа - День Государственного флага Российской Федерации Вариативная часть Образовательной Программы формируется педагогами, родителями МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка», в рамках сетевого взаимодействия с сетевыми и социальными партнерами (согласно разработанных планов) и определяет содержание дополнительной образовательной и воспитательной деятельности. Её содержание включает в себя: 1.«Развитие речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой; 2.«Цветные ладошки» – изобразительная деятельность в детском саду. – И.А. Лыкова. – М., 2015г.; 4. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина – С-Пб: Детство-Пресс, 2013. 5. «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л.Князевой и др. 6. «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет С.И.Волковой– М., «Просвещение», 2022г. 7.Обучение грамоте «От слова к букве» для детей 5-7 лет Н.А.Федосовой, М., «Просвещение», 2022г. 8.Долгосрочный проект по региональному компоненту «Познаю мой край родной» Комплексно-целевые программы: «Организация здоровье сберегающего процесса» «Организация сотрудничества педагогов, детей и родителей» Вариативная часть Образовательной Программы реализуется в течение учебного периода: На неделю: Вариативнаячасть Средняя Старшая Итого 2младПодгопродолжигруппа группа %в неделю шая товительность в группа тельная день Развлечения 1 раз в 1 1 1 1 20-30мин 0,3%Неделю (физкультурно 0,5 % оздоровительное) Праздник 1 раз в 1 1 1 1 20-30мин До месяц или ¼ в 0,1% неделю 3ч.24мин в В дни каникул сов40% Во всех видах детской день местная деятельности в соответствии с (204мин) деятельность перспективным планом, в течение года Реализация проектов * Во всех видах детской деятельности в соответствии с перспективным планом, в течение года В раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте, реализация вариативной части Образовательной программы ДОУ осуществляется в совместной деятельности, что составляет 40% (совместная деятельность 4ч.30мин.из них вариативная часть 3ч.24мин.) В старшем дошкольном возрасте вариативная часть образовательной программы реализуется от 23% до 40% в совместной деятельности (театральные праздники, конференции, фестивали, развлечения, дни открытых дверей), остальные 17% вовремя НОД, углубляя содержание образовательных областей.